В пятницу Останкинский суд арестовал четырех фигурантов дела о сети «серых» платежных терминалов. Виктор Сафронов, Екатерина Цыганкова, Ильдар Ахметшин и Александр Гриц останутся под стрежей до 20 апреля, передает РАПСИ. Ранее их имена не сообщались. Также стало известно, что 28 февраля суд отправил в СИЗО пятого фигуранта, одного из предполагаемых лидеров преступного сообщества. Его имя неизвестно.
Ранее главное управление МВД по Центральному федеральному округу пресекло деятельность преступной группировки, курировавшей сеть «серых» платежных терминалов, оформленных на подконтрольные им фирмы-однодневки.
Ежемесячный оборот наличных денежных средств составлял около 10—15 млрд рублей.
«Группировка действовала примерно в течение года. Точный объем прибыли мы пока что считаем, но уже известно, что мошенники получали 2—3% от оборота за свою работу ежемесячно», — сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь ГУ МВД по ЦФО Роман Михайлов. Сотрудники правоохранительных органов выяснили, что источником дохода были больше 2,5 тыс. терминалов в Москве и городах Московской, Смоленской, Владимирской, Тверской и Калужской областей, а в состав сообщества входило более 150 человек.
«Главный офис и кассовый центр группировки находился в Москве», — рассказал Михайлов. Преступная схема состояла из четырех звеньев. Первым звеном был кассовый узел, который принимал наличные деньги. Там же деньги учитывались и распределялись для выдачи клиентам. Средства уходили на счета фирм-однодневок, там их обналичивали и по распоряжению выборгского «мозга» передавали в нужные руки. «То есть деньги распределяли для коммерческих организаций, которым требовалась крупная сумма наличных или которым надо скрыться от налогов. Для этого необходимые деньги для них перечисляли по безналичному расчету на другие коммерческие организации, подконтрольные этой группировке. А эти организации выдавали клиентам уже наличные деньги за вычетом процентов», — пояснили в пресс-службе МВД по ЦФО.
Первое звено курировал лидер группировки, 39-летний уроженец Выборга Ленинградской области. Ранее он имел судимость за подделку документов, за которую получил условный срок.
Второе звено занималось поиском мест под новые терминалы. Оно же контролировало деятельность уже работающих пунктов оплаты и следило за их функционированием — ремонтировало вышедшее из строя оборудование. Второе звено находилось под ответственностью 42-летнего уроженца Ульяновска и 30-летней уроженки Московской области.
В третьем звене работали инкассаторы — они забирали деньги из аппаратов и доставляли их в кассовый центр. По данным МВД, в этом звене работали 80 человек, а возглавлял его 34-летний уроженец Ростовской области.
«Инкассаторы возили деньги в больших черных спортивных сумках», — отметил Михайлов.
Четвертое звено выводило часть безналичных денег из теневого оборота и отправляло их на счета фирм, которые предоставляли собственно услуги, которые оплачивали люди в терминалах, — операторов сотовой связи, интернтет-провайдеров и коммунальных организаций. Лидером четвертого звена был 30-летний уроженец Москвы.
«Первый доход они получали с гражданина, снимая комиссию и не платя налоги, второй преступный доход — с коммерческих организаций, которые пользовались их услугами, третий — комиссионные за тот объем денежных средств, который прошел через терминалы, то есть деньги, которые платили им те организации, что давали им в аренду терминалы», — подытожили в ГУ МВД по ЦФО.
«Все пятеро предполагаемых мошенников были задержаны 27 февраля. Один — когда вышел из дома, другой — когда пришел в офис компании, — сообщил Роман Михайлов. — Сегодня будет решаться вопрос об избрании меры пресечения в виде ареста в отношении них. Думаю, что они будут арестованы». В среду сотрудники полиции провели и 14 обысков в местах фактического проживания подозреваемых, офисах и коммерческих организациях, предоставлявших злоумышленникам услуги — программное обеспечение платежных систем и терминалы оплаты. «В операции были задействованы более сотни сотрудников полиции, СОБР ГУ МВД России по ЦФО, структурные подразделения СОБР «Рысь», ОМОН и «Зубр» ЦСН СР МВД России», — отмечает пресс-служба ведомства.
По словам Михайлова, задержанные дали признательные показания и сотрудничают со следствием. Однако, на что ежемесячно шли миллиарды, в полиции пока точно не выяснили.
«Деньги могут идти на подкуп чиновников, на совершение коррупционных преступлений, на что угодно — вплоть до финансирования бандформирований», — предположили в МВД.
Следственный отдел возбудил в отношении задержанных уголовное дело по ст. 172 УК РФ (по факту незаконной банковской деятельности) и ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества).
В связи с высокой вероятностью безвозвратной потери денег ГУ МВД по ЦФО советует гражданам пока не использовать терминалы, расположенные «в сомнительных общественных местах и на улицах городов».
Всего в России установлено более 250 тысяч терминалов оплаты, соответственно, преступная сеть покрывала около 1% национального рынка.
У платежной системы Qiwi установлено 120 тыс. терминалов самообслуживания, через которые в общей сложности проходят более $12 млрд платежей ежегодно, говорится на сайте компании. У другой российской платежной системы «Элекснет» установлено около 4,7 тыс. терминалов в 49 регионах России. По данным компании, годовой оборот составляет 57 млрд рублей, притом что на терминалах компании ежегодно совершается около 90 млн операций. Число терминалов, оснащенных платежной системой CyberPlat, на сайте компании не уточняется, в пресс-службе отказались от комментариев.
Терминалы недобросовестного агента были оснащены несколькими видами платежных систем, говорит источник «Газеты.Ru» на рынке платежных систем, но название агента, устанавливающего эти терминалы, ему неизвестно.
Терминалы были установлены легально, потребители, которые ими воспользовались, не пострадали: владельцы терминалов осуществляли незаконные операции с уже внесенными наличными средствами, утверждает источник: «По закону счет абонента пополняется не в тот момент, когда деньги доходят до оператора (они могут по пути пропасть), а в тот момент, когда пользователь заканчивает трансакцию. Владельцы этих терминалов совершали незаконные операции уже с наличными деньгами в терминале».
В законодательстве прописан двойной контроль за терминалами: за трансакциями с них следит Федеральная налоговая служба, а систему специальных счетов отслеживают коммерческие банки и опосредованно Банк России. После того как деньги поступают в терминал, они зачисляются на специальный счет, после чего распределяются между мобильными операторами и платежными системами. «С агентов берутся депозиты, и в рамках этого депозита агент может проводить свои операции. Если у агента на счету нет денег, терминалы прекращают свою работу, потому что технически они контролируются платежными системами. Операторы сотовой связи либо платят небольшое вознаграждение, либо не платят никакого вознаграждения, но основной заработок агентов складывается от комиссии, которую он получает с клиента», — говорит источник. Владельцы нелегальных терминалов не зачисляли выручку на спецсчета, заметил он.